2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 |
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
МОСКВА, 31 декабря — Методология новой системы планирования перспективного развития электроэнергетики разработана и готова к внедрению, говорится в сообщении «Системного оператора» по итогам прошедшего 27 декабря при поддержке Минэнерго провел всероссийского онлайн-семинара СО по подготовке к переходу на новую систему планирования перспективного развития электроэнергетики, которая должна начать работать в отрасли с 2023 года.
Переход на новую систему предусмотрен принятыми в июне ФЗ
Замминистра
«Всех призываю максимально подробно, профессионально и полно обсудить и изучить все необходимые документы, пройти тестирование всех необходимых взаимодействий и сконцентрироваться на конкретных прикладных решениях, которые нужны конкретному субъекту Российской Федерации и в целом помогут социально-экономическому развитию нашей страны», — подчеркнул Павел Сниккарс.
По словам
«Мы объективно находимся в ситуации, когда в отдельных регионах нашей страны наблюдается быстрый рост нагрузок. Появляются новые „точки роста“, связанные с реализацией крупнейших, имеющих общефедеральное значение проектов. Ведется строительство Восточного полигона, укрепляется социально-экономическое положение Забайкалья и Дальнего Востока. Электроэнергетика как ключевая инфраструктурная отрасль должна найти правильные и главное — своевременные ответы на эти вызовы и поддержать экономический рост в этих регионах. При этом необходимо учитывать, что отрасль, в основном, развивается за счет внутренних экономических ресурсов. Основным условием их рационального использования является максимально точное планирование потребности в развитии тех или иных участков энергосистемы. Эти задачи и должна решить новая система перспективного планирования. Она позволит по-хозяйски подойти к имеющимся ресурсам, обеспечить развитие именно тех участков Единой энергосистемы, где этого требует развитие экономики и промышленности», —отметил Федор Опадчий.
Он отметил, что в новой системе уделяется большое внимание исполнению проектов, включенных в документы перспективного планирования. Фактически разработка СиПР будет представлять собой регулярный повторяющийся ежегодно процесс планирования — публичного обсуждения — утверждения — анализа реализации проектов — контроля их исполнения, подчеркнул глава СО ЕЭС.
Для реализации норм ФЗ требуется разработка и утверждение новых подзаконных нормативно-правовых актов (НПА).
По словам замдиректора по правовым
«В отрасли впервые появились установленные на законодательном уровне требования к разработке документов по развитию энергосистемы: четко распределены функции участников процесса, впервые предусмотрены условия для недискриминационного доступа широкого круга лиц к сложным математическим моделям энергосистемы для различного вида проектных работ и проведения необходимых для этого расчетов. В развитие этих новых положений Федерального закона „Об электроэнергетике“ предполагается целая система изменений в законодательстве на уровне подзаконных актов как Правительства, так и федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), и этими подзаконными актами будут охвачены все стадии процесса развития энергосистемы», — пояснила она.
Одним из основных готовящихся НПА являются Правила разработки и утверждения документов перспективного планирования.
«В новых правилах меняются иерархия и состав документов перспективного планирования, а также устанавливается обновленная методологическая основа проектирования развития энергосистем. Принципиально меняется подход к тому, что такое СиПР, чем она наполняется, и как впоследствии используются результаты ее разработки. Революционно меняются методические подходы к определению потребностей в объектах генерации. Упорядочивается система формирования исходных данных. Принципиально изменяется роль органов исполнительной власти субъектов РФ в рамках процедуры планирования перспективного развития и разработки программных документов. Больший акцент делается на аспекты оценки экономической эффективности принимаемых технических решений. Важный шаг сделан в направлении повышения открытости и прозрачности разработки программных документов. Вводится институт общественного обсуждения таких программных документов для того, чтобы обеспечить обратную связь по предлагаемым техническим решениям», — рассказал в ходе семинара директор по развитию ЕЭС — руководитель
Утверждение данных правил ожидалось до конца года, а проведение общественного обсуждения проекта СиПР ЭЭС с 10 по 18 января.
Однако, 30 декабря СО сообщил о переносе сроков выхода соответствующего правительственного постановления.
В связи с чем также было заявлено о переносе общественных обсуждений. Тем не менее, в рамках подготовки оператор разместил у себя на сайте проект СиПР ЭЭС
Пилениекс напомнил, что существовавшую с 2010 года трехуровневую модель планирования сменит двухуровневая, предусматривающая разработку двух программных документов, — Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики и Схемы и программы развития электроэнергетических систем России. Ответственность за их разработку ложится на Системный оператор.
Отдельно он подчеркнул большую роль в этом процессе региональных органов исполнительной власти. В числе их основных задач — оценка реализуемости наиболее крупных перспективных проектов, экспертиза предлагаемых технических решений, координация разрабатываемых СиПР ЭЭС со схемами теплоснабжения в регионах. Эффективность такого подхода демонстрируют результаты завершающейся в настоящее время работы по формированию СиПР на 2023−2028 годы.
Так, по словам Дениса Пилениекса, из 123 крупных инвестиционных проектов в 39 регионах РФ заявленной максимальной мощностью 13,2 ГВт органами исполнительной власти субъектов РФ были обоснованы к исключению 14 проектов общей мощностью 1,3 ГВт. Таким образом признана избыточной реализация технических решений, сопоставимых с максимальным объемом потребления мощности целой региональной энергосистемы — такой, например, как энергосистема Калужской области.
В рамках внедрения новой системы также меняется методологическая основа проектирования развития энергосистем.
«Методические указания по проектированию развития энергосистем сегодня в новой системе нормативных актов отвечает на вопрос „как?“. Документ, состоящий из 15 глав, отражает требования к тому, как мы формируем прогноз потребления, балансы мощности, балансы электрической энергии, в отдельную главу выделена балансовая надежность. Включен большой блок по критериям формирования технических решений как в части реализации капиталоемких мероприятий по развитию электрических сетей и объектов генерации, так и в части систем противоаварийного управления. Отдельная большая глава посвящена оценке экономических последствий реализации документов перспективного развития. Методические указания распространяются не только на документы перспективного развития, к которым относятся Генеральная схема и Схема и программа развития электроэнергетических систем, но и на такие процессы, как технологическое присоединение потребителей и объектов генерации к электрическим сетям, под которое выделены отдельные минимальные требования для его обеспечения, вывод объектов электроэнергетики из эксплуатации, а также любые другие работы, которые связаны с принятием технических решений в области развития энергосистем», — рассказал руководитель дирекции по развитию энергосистем АО «НТЦ ЕЭС» (входит в СО) Петр Антонов.