2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 |
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | октябрь | ноябрь | декабрь |
МОСКВА, 16 декабря — Минэнерго России признало, что в текущих реалиях государственная информационная система ТЭК (ГИС ТЭК), которая реализовывалась более 10 лет, неэффективна и решило отказаться от нее в пользу новой национальной энергетической платформы, сообщил РИА Новости министр энергетики Николай Шульгинов.
Технические решения, которые были заложены в ГИС ТЭК на этапе проектирования, не отвечают современным требованиям и не позволяют управлять данными, объясняет Минэнерго. При этом современная госинформсистема должна быть гибкой, клиентоцентричной и сочетаемой с отечественными технологиями, которые развивает Минцифры.
По этой причине, а также учитывая выводы отраслевой экспертизы, проведенной проведенный ФГАУ «Восход» Минцифры, «принято решение не развивать ГИС ТЭК, а начать проектирование перспективной системы — национальной энергетической платформы», — заявил Шульгинов.
ЧТО НЕ ТАК В ГИС ТЭК
В ГИС ТЭК есть две составляющие: правовая и техническая. И если говорить о первой, отметил глава Минэнерго, система оказалась слишком зарегулирована, насчитывая свыше 100 нормативных правовых актов различного уровня. Такая тяжелая конструкция существенно ограничивает оперативное изменение ГИС ТЭК и гибкость сбора информации и управления данными.
С технической точки зрения ГИС ТЭК накладывает большую нагрузку на компании ТЭК, так как они подают в нее информацию по формам с набором показателей, которые часто дублируются. Кроме того, ту или иную информацию эти же компании подают в другие органы власти, например, ФНС России, ФТС России, Росстат.
Задача же Минэнерго — максимально снять нагрузку с компаний: исключить дублирование информации, организовать возможность подавать ее в один орган власти и обеспечить возможность обмена данными с другими, объясняют в ведомстве.
«В существующих реалиях (правовых и технических) эта задача не реализуема, что и явилось решающим фактором в создании национальной энергетической платформы (ЦП НЭП, цифровая платформа национальная энергетическая платформа - ред.) и пересмотра нормативно-правовой базы, которая регулирует существующую ГИС ТЭК», — подытожил министр.
ЗАЧЕМ НОВАЯ ПЛАТФОРМА
Согласно выводам отраслевых экспертов, дальнейшее развитие ГИС ТЭК на базе ее проектных и технических решений нецелесообразно и требует актуализации целей и задач самой системы, внедрения современных подходов сбора данных и формирования аналитических и архитектурных решений с учетом новых требований при создании госинформсистем.
При этом ГИС ТЭК не существует сама по себе, она также является юридической сущностью, и ее функциональные возможности, в частности сбор данных и анализ, востребованы как государством, так и бизнесом (в первую очередь, компаниями ТЭК) и гражданами, отмечают в Минэнерго. Поэтому от ее функционала Минэнерго России отказаться не может и, напротив, намерено его наращивать, но заменяет при этом само техническое решение.
«Это может быть достигнуто только на платформенном решении, в основе которого реализован автоматический или автоматизированный обмен данными, построена сервисная модель, а также пересмотрено нормативно-правовое регулирование, ориентированное на гибкость ЦП НЭП», — сообщил Шульгинов.
При этом до момента ввода в эксплуатацию национальной энергетической платформы комиссия по созданию и вводу в эксплуатацию госинформсистемы ТЭК рекомендовала Минэнерго продолжить эксплуатацию ГИС ТЭК в объеме уже введенных на данный момент программных модулей.